Среднее специальное образование. Республиканский портал Профессиональное образование.  
На главную.
На первую страницу.
 
ПрофНет. Форум. Контакты. Почта.
Поиск по сайту
 
Стандартизация
  Макет образовательного стандарта среднего специального образования
Перечень утвержденных образовательных стандартов
специальностей ССО
БАНК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
Стандартизация среднего специального образования
Теоретические основы стандартизации среднего специального образования
Основные термины и их определения государственной системы стандартизации

    Стандарт - норма, образец, модель, принимаемые за исходные для сопоставление с ними подобных объектов. Он устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентными органами.
    Стандартизация - деятельность по упорядочению образовательной практики и её систематизации посредством установления совокупности норм и требований к объектам стандартизации в сфере образования.
    Объекты стандартизации - подлежащая стандартизации совокупность количественных и качественно нормируемых элементов педагогических систем. Основными объектами стандартизации среднего специального образования являются его основные параметры (название специальности, специализации, квалификации специалиста, сроки и формы обучения), компетентности и формы диагностики компетентности специалиста.
    Образовательный стандарт профессионального образования - это отражение в свернутом виде социального заказа системе профессионального образования в отношении минимальных требований к общему и профессиональному образованию обучаемых.
    Компетентность - способность специалиста к познавательной и практической деятельности, умение оперировать знаниями, свободно выполнять конкретные виды работ с необходимой точностью и в установленной технологической последовательности.

Назначение образовательного стандарта
  • Определяет требования к качеству профессионального образования
    Стандарты определяют качество (уровень) профессионального образования и обучения и в значительной степени способствуют тому, чтобы этот уровень поддерживался. Они признаются государством и являются важным показателем качества.
  • Гарантирует открытость системы образования
    Стандарты делают наглядными и поддающимися проверке цели, содержание обучения и уровень требований, предъявляемых к нему. Это в равной степени важно как для педагогических работников, так и для учащихся. Потенциальные работодатели для выпускников учебных заведений системы профессионального образования, выходящих на рынок труда, также заинтересованы в открытости. Они хотят знать, чему научился претендент на рабочее место.
  • Обеспечивает сравнимость сертификатов
    Стандарты носят обязательный характер, каждый должен им следовать. Так, можно предположить, что сертификаты, следовательно, и уровень полученных навыков сравнимы независимо от учебного заведения, в которых они были получены.
     
Цели образовательного стандарта среднего специального образования
       Образовательный стандарт среднего специального образования призван обеспечить:
  • создание условий для удовлетворения потребностей граждан в качественном профессиональном образовании в соответствии с возможностями и запросами обучающихся в пределах заданных государством требований в образовательных учреждениях Республики Беларусь независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы;
  • формирование готовности граждан к практическому применению знаний, умений и способностей в конкретной области профессиональной деятельности;
  • реализацию прав граждан на получение среднего специального образования на основе общего среднего образования, профессионально-технического образования и возможность получения среднего специального образования и общего среднего образования для обучающихся на основе базового образования;
  • создание условий для реализации концепции непрерывного профессионального образования;
  • интеграцию среднего специального образования с профессионально-техническим и высшим образованием;
  • создание условий для полноценного развития личности, сохранения и укрепления здоровья учащихся;
  • интеграцию образовательной, социальной, экономической политики и политики рынка труда;
  • интеграцию системы среднего специального образования в единое образовательное пространство Союза Беларуси и России, государств СНГ, мирового сообщества.
 Функции образовательного стандарта среднего специального образования
  • фиксация государственных требований к содержанию образования и профессиональной подготовке специалистов со средним специальным образованием;
  • выражение социального заказа на профессиональное образование по конкретной специальности;
  • определение достаточных требований к содержанию профессиональной деятельности (выполняемых функций) будущего специалиста и компетентностей, которыми должен овладеть выпускник в процессе обучения специальности;
  • обеспечение оптимального сочетания научности, фундаментальности, личностной и практико-ориентированной направленности содержания и процесса обучения;
  • создание базы для мониторинга качества профессионального образования;
  • обеспечение доступности и открытости средств и методов диагностики достижения выпускниками требований образовательного стандарта для участников образовательного процесса и социальных партнеров (работодателей);
  • создание условий для объективной оценки уровня общего и среднего специального образования граждан независимо от формы получения образования и типов образовательных учреждений;
  • формирование организационно-правовой и содержательной основы для аттестации и аккредитации образовательных программ и учебных заведений;
  • создание рамочных условий для разработки образовательных программ.
Основные принципы разработки образовательного стандарта среднего специального образования
  • научности;
  • минимизации сложности объектов стандартизации;
  • обеспечения возможности инструментальной проверки образовательного стандарта (компетентности специалиста);
  • согласованности и преемственности образовательных стандартов по уровням образования;
  • оптимизации взаимоотношений государства, образовательного учреждения и личности;
  • адекватности норм и требований образовательного стандарта состоянию рынка труда, образовательной практике профессионального образования, его целям и задачам;
  • обеспечения стабильности функционирования образовательного стандарта при сохранении возможности его совершенствования.

Вернуться на главную | На верх  

 
Copyright © PROFNET Web Team 2004-