Дата публикации: 2020-08-27 16:52:02

Тема первого урока в учреждениях ПТО и ССО "Я вырос здесь, и край мне этот дорог"

В соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг. гражданское и патриотическое воспитание учащихся является одним из актуальных направлений воспитательной работы в учреждениях профессионального образования Республики Беларусь, которое обусловлено формированием гражданина с высокой культурой, умеющего действовать в интересах общества, способного к социальному творчеству.

В Республике Беларусь 2018-2020 гг. проходят под знаком Года малой родины. Именно поэтому первый урок 2020-2021 учебного года проводится по теме «Я вырос здесь, и край мне этот дорог».

Основная задача первого урока – формирование у учащихся чувства гордости за достижения нашей страны, воспитание ответственности, инициативности и творческой активности.

В процессе подготовки и проведения первого урока следует выбирать форму и методы проведения урока с учетом потребностей учащихся, опираться на их знания, эрудицию, опыт, использовать региональный и местный материал по истории и современному развитию области (района, города).

Проведение первого урока должно стать ярким и запоминающимся. Необходимо максимально вовлечь учащихся в активную деятельность, использовать интерактивные формы проведения (пресс-конференция, дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и др.). Большой интерес у учащихся вызывают такие формы работы, как урок-путешествие, заочная экскурсия, фотовыставка и др.

Эмоционально-ценностное восприятие информации учащимися будет более действенным при включении в урок иллюстраций, слайд-шоу, мультимедийных презентаций. Раскрыть тему урока позволит широкое использование произведений белорусских поэтов и прозаиков, деятелей искусства, краеведческого материала, справочных материалов и т.п., наполнение содержания первого урока конкретными и достоверными фактами, историческими событиями малой родины.

При отборе содержания рекомендуется обратить внимание на достижения малой родины в различных сферах жизни, перспективы развития своего края, вклад земляков в его развитие (экономику, культуру, спорт, науку).

Целесообразно уделить внимание следующим вопросам:

- основные вехи в истории Республики Беларусь как суверенного государства;

- социально-экономическое развитие нашей страны: ориентация на рост благосостояния и повышение качества жизни граждан, удовлетворение их социальных и культурных потребностей и интересов;

- положение республики на международной арене: проведение престижных спортивных состязаний, а также разнообразных культурных международных мероприятий.

Учащиеся учреждений профессионального образования, как правило, приезжают из разных уголков нашей страны. При подготовке урока следует акцентировать внимание учащихся на том, что малая родина – это не только то место, где родился человек, но и любой уголок нашего края, где осталась частичка души каждого, а также то место, которое повлияло на его становление. Таким образом, регион, где располагается учреждение образование, также может восприниматься как малая родина. Содержание первого урока должно помочь учащимся, особенно нового набора, увидеть нить, связывающую каждого с местом, где он родился, помнить о важности малой родины в судьбе каждого человека.

Значимым событием, которое должно найти отражение в содержании первого урока, должно быть 80-летие системы профессионально-технического образования. В этой связи можно осветить историю развития профессионально-технического образования в целом, познакомить первокурсников с историей учебного заведения и знаменитыми выпускниками, сделать акцент на значимости и привлекательности профессионального образования в современных экономических условиях.

В ходе первого урока целесообразно обозначить, что творчество учащейся молодежи способствует успешному развитию и процветанию своего края. Овладение приёмами научно-исследовательской деятельности развивает творческое мышление, формирует умения давать объективную оценку и способность ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсах.

Республика Беларусь располагает значительным историко-культурным потенциалом, представленным объектами архитектуры, градостроительства, истории, археологии, искусства, парковыми комплексами, музейными коллекциями и книжными собраниями. В этой связи очень важно обратить внимание на бережное отношение к истории своего края, его культурному наследию, обычаям и традициям народа, который живёт на территории Беларуси. При проектировании урока можно совершить виртуальные экскурсии, погрузить учащихся в историю региона, использовать возможности музейной педагогики учреждения.

http://www.warmuseum.by/VIRT_Museum/tour.swf

В музеях учреждений профессионального образования можно организовать фотовыставки, которые отобразят достижения страны на мировой арене, региона, учреждения образования. Актуальным также будет фотовыставка о выпускниках, достигших значительных успехов в трудовой и научной сфере. Важно вызвать у учащихся интерес к социально значимым проектам региона.

В ходе первого урока целесообразно подчеркнуть вклад белорусского народа в победу во Второй мировой войне. Следует особо отметить интернациональный аспект данных событий, ведь Победа в Великой Отечественной войне является подвигом многих народов. Важно отметить, что благодаря подвигу солдат, их огромному вкладу в дело сохранения мира, а также мирному «почерку» современной внешней политики нашего государства в нашей стране сохраняются мир и спокойствие.

Повысить интерес учащихся и активизировать их познавательную деятельность помогут встречи с заслуженными деятелями своей малой родины или страны. Важно стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам края, который помогает овладению определёнными знаниями в разных сферах развития.

При подготовке содержания урока можно использовать информационные материалы, подготовленные в рамках реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» и размещенные на сайте учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» в разделе «Школа Активного Гражданина»:

http://www.ripo.unibel.by/index.php?id=4100

Первый урок должен стать новым импульсом для формирования у учащейся молодежи общего понимания значимости малой родины в становлении личности каждого человека, готовности будущих специалистов к созидательной и конкурентоспособной деятельности в развитии страны.

Обратная связь