Республиканский институт профессионального образования

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В институте 31 октября в режиме online состоялся научно практический семинар «Практика обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью»

Дата публикации: 2018-11-06 10:00:00

 

В институте 31 октября в режиме online состоялся научно‑практический семинар «Практика обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью», организованный кафедрой психологии профессионального образования факультета ПП и ПК УО РИПО. В работе семинара приняло участие 18 учреждений профессионально-технического образования Республики Беларусь.

Модераторами online-семинара явились:

 

Касьяник Елена Леонидовна,

проректор по учебной работе УО РИПО,

кандидат психологических наук, доцент

Карпович Татьяна Николаевна,

заведующий кафедрой психологии

профессионального образования

УО РИПО

 

Основная цель научно-практического семинара – ознакомление с основными психолого-педагогическими подходами к обучению лиц с интеллектуальной недостаточностью

Задачи научно-практического семинара:

- проанализировать направления совершенствования педагогической коррекционно-развивающей работы с учащимися с особенностями психофизического развития;

- рассмотреть опыт педагогов США в использовании педагогических технологий в работе с учащимися с ОПФР;

- ознакомиться со способами создания адаптивной образовательной среды для лиц с интеллектуальной недостаточностью;

- рассмотреть особенности психологической коррекции лиц с интеллектуальной недостаточностью.

 

 

В УПТО обучается около двух тысяч учащихся с ОПФР, большинство из которых проходят обучение в специальных учебных группах, где обучение организовано только для лиц с ОПФР. В последние годы в УПТО расширяется практика совместного обучения учащихся с ОПФР и других учащихся. Совместное обучение позволяет овладеть навыками профессионально ориентированного взаимодействия и профессиональной адаптации лиц с ОПФР на рабочих местах, в трудовых коллективах. За последние годы количество групп совместного обучения (инклюзивные группы) увеличилось более чем в три раза (с 50 в 2010 году до 185 в 2017 году), что актуализирует востребованность подготовки педагогических работников к инклюзивному обучению.

Данный online-семинар явился формой обмена опытом между специалистами в области инклюзивного образования Республики Беларусь и педагогическими работниками системы профессионального образования, работающими с учащимися, имеющими особенности психофизического развития (интеллектуальная недостаточность).   

В online-семинаре приняли участие ведущие специалисты республики в области психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития: 

  Шинкаренко Владимир Анатольевич, заведующий кафедрой специальной педагогики Института инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка», кандидат педагогических наук, доцент
  Павлова Ирина Михайловна, доцент кафедры психологии профессионального образования, кандидат психологических наук, доцент
Соловьева Ольга Алексеевна,заместитель начальника центра научно-методического обеспечения воспитательной работы в учреждениях ПТО и ССО УО РИПО, кандидат педагогических наук  
  Фалевич Елена Юрьевнаначальник отдела научно-методического обеспечения общего среднего образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования и образования лиц с ОПФР ЦНМОПО УО РИПО

 

  Шинкаренко Владимир Анатольевич затронул проблему трудностей в обучении категории учащихся с нарушением психического развития; раскрыл сущность подготовки учащихся с особенностями психофизического развития к профессиональному самоопределению. Ученый заявил о том, что немногочисленные исследования, проведенные в Республике Беларусь по проблеме профессиональной ориентации и социально-профессиональной адаптации отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития с учетом современных условий их общетрудовой и профессиональной подготовки, указывают на необходимость усиления внимания к решению данной проблемы как условию обеспечения социальной интеграции. Сообщил о методике педагогической коррекционной работы учащихся с интеллектуальной недостаточностью…

 

Ирина Михайловна Павлова рассказала об особенностях и основных подходах к психолого-педагогической коррекции учащихся с интеллектуальной недостаточностью: «Коррекция интеллектуальной недостаточности – сложный процесс, требующий много внимания, сил и времени. Тем не менее, при правильном подходе можно добиться определенных положительных результатов уже через несколько месяцев после начала лечебных мероприятий».

Несмотря на отставание в умственном развитии, отметила Павлова И.М., почти все учащиеся с интеллектуальной недостаточностью (кроме глубокой формы) могут поддаваться определенному обучению. Крайне важно правильно подобрать место и вид обучения, что позволит учащемуся максимально развить свои способности.

Психокоррекционные занятия подбираются для каждого учащегося индивидуально, в зависимости от имеющихся у него нарушений психики, поведения, мышления и так далее. Особое внимание следует уделять развитию мыслительных, психических, эмоциональных и других функций, которые нарушены у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Психолого-педагогическая коррекция включает: психологическое воспитание; помощь в осознании своего «Я»; социальное воспитание (обучение правилам и нормам поведения в обществе); помощь в переживании психоэмоциональных травм; создание благоприятной (дружественной) обстановки в семье; совершенствование навыков общения; обучение учащихся контролю эмоций; обучение навыкам преодоления тяжелых жизненных ситуаций и проблем… Знание особенностей учащихся позволит находить новые, наиболее рациональные пути педагогического воздействия, усиление роли коррекционной работы.

 

Создание адаптивной образовательной среды для лиц с интеллектуальной недостаточностью

 

 

 

В своем выступлении Соловьева Ольга Алексеевна отметила, что самым важным в этом вопросе является формирование готовности педагогов учреждений профессионольно-технического образования к инклюзивному обучению учащихся с особенностями психофизического развития. 

«В изменившихся условиях деятельности педагогам УПТО необходимо с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ОПФР разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут, обеспечивающий их адаптацию в учебной группе на основе эффективных форм, методов и средств обучения. Педагог должен обладать не только академическими, но и специальными знаниями и умениями; качествами личности, обеспечивающими эффективную организацию инклюзивного обучения учащихся. Решение данной проблемы осложняется тем, что большинство педагогов УПТО автоматически переносят общепедагогические требования к учащимся и на процесс обучения учащихся с ОПФР. Такой подход снижает качество обучения и негативно отражается на формировании личности будущих субъектов труда...».

Педагогические технологии обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью (опыт США)

 

 

 

 

 

Елена Юрьевна Фалевич ознакомила участников семинара с педагогическими технологиями обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью на примере опыта работы педагогов США. Отметила важность индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся с особенностями в развитии: «Инклюзивное образование в США регламентировано Законом об образовании лиц с инвалидностью. Согласно которому определены категории учащихся, имеющие право на получения бесплатного образования с учетом имеющихся особенностей в развитии. Обучение учащихся осуществляется в соответствии синдивидуальной образовательной программой. Это документ, имеющий юридическую силу, обязательный к исполнению, описывающий специальную образовательную программу каждого учащегося с нарушениями в развитии (с инвалидностью).

Профориентация детей с инвалидностью начинается уже в детском саду в виде игр по ознакомлению детей с различными профессиями. В школах функционируют классы профориентации, мастерские, где учащиеся осваивают различные навыки профессиональной деятельности. Лица с инвалидностью с 18 до 21 года могут продолжать обучение в школе. Однако это обучение больше связано с профессиональной подготовкой и подготовкой к самостоятельной жизни, что также находит отражение в индивидуальной образовательной программе учащихся. Практику при этом учащиеся проходят непосредственно на открытом рынке труда. Кроме того, получение профессиональных навык и освоение профессии возможно и в муниципальном колледже...».

 

Участники семинара с большим интересом также выслушали ответы на вопросы, задаваемые в процессе трансляции семинара:

1. Использование нормативной правовой базы, обеспечивающей процесс обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью в УПТО.

2. На предприятиях существует предубеждение против учащихся с ОПФР: руководители предпочитают не брать их на практику и на работу. Наличие диагноза рассматривается как дефект, влияющий на качество работы, хотя большинство учащихся достаточно владеют профессией на уровне детей с сохранным интеллектом.

Психологические особенности некоторых детей существенно тормозят ритм производства. Но годность к обучению профессии подписывают медики, в т.ч. врач психиатр. Отказ в трудоустройстве, связанный с наличием ОПФР, это дискриминация и нецелесообразное использование государственных средств.

Часть выпускников с ОПФР не способны на равных конкурировать на рынке труда и нуждаются в бронировании рабочих мест, но Центры занятости под данной категорией рассматривают только лиц с инвалидностью. Но и для них рабочее место в счет брони означает потерю статуса молодого специалиста.

3. Современные методы и формы при профессиональном становлении учащихся с ОПФР.

4. Особенности постинтернатного сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

 

 

5. Специфика профориентационной работы с подростками с интеллектуальной недостаточностью.

6. Методическое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, социально-экономическая и политическая ситуация Республики Беларусь требует необходимости изменения приоритетов в образовательном процессе, выдвигая на первый план не просто традиционную задачу повышения качества образования, но и требует особых педагогических усилий от учреждений профессионально-технического образования в решении проблемы обучения и адаптации лиц с особенностями психофизического развития.

Современное общество обеспечивает каждому гражданину возможность жить полноценной жизнью. Это касается и людей с ОПФР: они имеют полное право получить профессию и полноценно участвовать в жизни нашего государства. 

Организаторы и модераторы семинара признательны всем педагогическим работникам учреждений профессионально-технического образования Республики Беларусь, принявшим участие в семинаре.  

Кафедра психологии профессионального образования выражает искреннюю признательность и благодарность за высокий уровень подготовки и проведения научно-практического оnline-семинара Фалевич Елене Юрьевне,  начальнику отдела научно-методического обеспечения общего среднего образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования и образования лиц с ОПФР ЦНМОПО УО РИПО; Соловьевой Ольге Алексеевне, заместителю начальника центра научно-методического обеспечения воспитательной работы в учреждениях ПТО и ССО УО РИПО, кандидату педагогических наук; Михаленко Владимиру Борисовичу, начальнику отдела организационно-методического обеспечения дистанционного обучения за работу по обеспечению технического оборудования к сопровождению и обслуживанию научно-практического оnline-семинара, а также инженеру-программисту информационно-аналитического центра профессионального образования Древотеню Александру Андреевичу за техническое сопровождение в процессе проведения научно-практического оnline-семинара.

Ниже представлена видеозапись научно-практического семинара, проведенного в режиме online.

Обратная связь