Республиканский институт профессионального образования

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

IX научно-практическая конференция «Психологическое сопровождение образовательного процесса»

Дата публикации: 2018-07-11 10:00:00

29 июня в институте состоялась ежегодная научно-практическая конференция – «Психологическое сопровождение образовательного процесса». Научно-практическая конференция проводится кафедрой психологии профессионального образования факультета ПП и ПК УО РИПО с 2010 года и является крупнейшим в Республике Беларусь научным мероприятием в области психологии в целом и в области психологии профессионального образования в частности. 

Организаторы конференции:

Марищук Людмила Владимировна, профессор кафедры психологии и конфликтологии филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» в г. Минске Республики Беларусь, доктор психологических наук, профессор.

 

 

 

 

Попова Оксана Сергеевна, проректор по научно-методическому обеспечению воспитательной работы, доктор психологических наук, профессор. Ответственный редактор сборника научных статей «Психологическое сопровождение образовательного процесса».

 

 

 

 

 

 

 

Касьяник Елена Леонидовна, проректор по учебной работе УО РИПО, кандидат психологических наук, доцент.

 

 

 

 

 

 

 

Карпович Татьяна Николаевна, заведующий кафедрой психологии профессионального образования УО РИПО

 

 

 

 

Главная цель конференции – обсуждение современных задач, стоящих перед психологами, осуществляющими психологическое сопровождение образовательного процесса в учреждениях образования.

Основные задачи конференции:

- обсуждение актуальных вопросов теории и практики современной психологии;

- обмен опытом в решении различных задач, которые ставятся перед современной психологической наукой со стороны общества и государства;

- организация взаимодействия между представителями разных научных подходов, ведущими представителями белорусской психологической школы и молодыми исследователями не только Республики Беларусь, но и стран ближнего и дальнего зарубежья;

- обсуждение различных научных направлений к психологическому сопровождению образовательного процесса системы образования в республике в целом и профессионального образования в частности;

- создание условий профессионального роста и повышения компетентности в различных областях психологической науки для студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей.

IX научно-практическая конференция «Психологическое сопровождение образовательного процесса» началась минутой молчания, посвященной памяти Таисии Владимировны Василец, кандидата психологических наук, доцента.

 

Будем же уважать наше прошлое, ибо без него мы, как деревья без корнейБудем чтить священную память людей из былого времени - с их нелегкой и сложной судьбой.

Не могут люди вечно быть живыми,

Но счастлив тот, чье помнят имя.  

Таисия Владимировна Василец

(1942-2018) 
 

 

В 1975 году Таисия Владимировна защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени по специальности 19.00.02 Психофизиология на тему «Проблема подвижности нервных процессов и ее генетический аспект» (г. Москва). Психолог. Выдающийся деятель науки, кандидат психологических наук, доцент. В начале научного пути (70-е годы) работала в Республиканском институте повышения квалификации, который являлся в 1977 г. филиалом Всесоюзного института повышения квалификации инженерно-педагогических работников и преобразован в Республиканский институт повышения квалификации инженерно-педагогических работников (РИПК) г. Минск).

 

Данная конференция является традиционной формой обмена опытом между молодыми учеными Республики Беларуси и ближнего зарубежья. В качестве основных форм работы в рамках конференции представлены пленарные доклады, мастер-классы приглашенных специалистов.

 

   

 

 В конференции приняло участие 50 человек (из них 4 доктора психологических наук, профессора; 21 кандидат психологических наук, доцент; преподаватели институтов; педагоги-психологи учреждений образования; аспиранты, адъюнкты, магистранты, студенты), прослушано докладов – 27.

 

На конференции выступили ведущие специалисты республики и ближнего зарубежья – доктора психологических наук, профессора: 

 

  Лосик Георгий Васильевич (доктор психологических наук, главный научный сотрудник Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси, Минск) выступил с докладом по проблеме – «Метакогнитивные действия субъекта». Профессор подчеркнул актуальность избранной темы, отметив, что в зависимости от той или иной позиции исследования способность человека мысленно посмотреть на себя со стороны получила в психологии разное название: способность к рефлексии, эмпатии, сопереживанию, артистизм, я-концепция, самоидентификация, метакогнитивизм. Ученый утверждает, что исследование данной способности человека можно проводить с разных позиций: с позиции гипотезы овладения человеком самому сознательно управлять своей психикой, с позиции уникальности человека иметь совесть, мораль, нравственность с позиции развития воли, социальной перцепции, поиска смысла жизни.

 

Марищук Людмила Владимировна обратила внимание коллег и вскрыла суть вопроса психологического сопровождения адъюнктов.

 

 

 

Участники конференции с большим интересом слушали доклад профессора кафедры инженерной психологии и эргономики УО «Белорусский государственный университет информатики и радиотехники», доктора психологических наук, профессора Т.В. Казак – «О психологическом сопровождении курсантов-милиционеров».

А также выступления кандидатов психологических наук, доцентов: Бакунович М.Ф. (зав. каф. психологического обеспечения профессиональной деятельности УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент); Полещук Ю.А. (заместитель директора Института психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент); Былинская Н.В. (доцент кафедры психологии УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», кандидат психологических наук, доцент); Шульга О.К. (доцент кафедры возрастной и педагогической психологии УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», кандидат психологических наук, доцент); Тицкий А.Г. (начальник кафедры идеологической работы УО «Военная академия Республики Беларусь», кандидат психологических наук, доцент); Казаченок Ж.И. (доцент кафедры УО «Военная академия  Республики Беларусь», кандидат психологических наук, доцент); Сутович Е.И. (профессор кафедры идеологической работы ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь», кандидат психологических наук, доцент) и др. белорусских ученых, аспирантов, магистрантов психологических факультетов.

 

Жанна Ивановна подробно проанализировала «Языковый тест» как методику, предназначенную для диагностики развития способностей кандидата к запоминанию и воспроизведению иностранных слов, определению грамматических функций слов в предложении.

Ж.И. Казаченок утверждает, что в ходе психологического сопровождения образовательного процесса актуальным является объективная оценка уровня развития способностей взрослых к изучению иностранного языка с учетом особенностей дальнейшей профессиональной деятельности.

 

Сутович Елена Иосифовна с докладом «К вопросу о психологическом анализе внешнего информационного поля формирования образа офицера-пограничника»   
  Покровская С.Е., доцент кафедры психологии образования Института психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент сообщила о личностном и профессиональном самоопределении учащихся юношеского возраста. 
Рагулина Е.В., заместитель директора по обучению и развитию персонала группы компаний «Автострой», соискатель (научный руководитель: Л.В. Марищук, профессор кафедры психологии и конфликтологии филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» в г. Минске Республики Беларусь, доктор психологических наук, профессор), раскрыла суть формирования молодежногокадрового резерва как инструмента стратегического развития организации.   

 

Также на конференции выступили представители психологической науки ближнего зарубежья:

    

– Морозикова И.В., доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент (Российская Федерация, г. Смоленск) с докладом – «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях образования»;

– Бойко С.И., доцент кафедры теоретической и прикладной политологии УО «Российский государственный гуманитарный университет», кандидат политических наук, доцент (Российская Федерация, г. Москва) с докладом – «Проблемы организации процесса обучения будущих специалистов государственного управления: самоидентификация и мотивация»;

– Антипова Н.Е., преподаватель Института практической психологии «ИМАТОН», педагог Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, кандидат психологических наук, доцент (Российская Федерация, г. Санкт-Петербург) с докладом – «Психологическое сопровождение в условиях современной школы: время потерь и приобретений»;   
   – Воропай С.Ю., аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Российская Федерация, г. Москва), выступил по проблеме – «Социально-психологические детерминанты подверженности информационно-психологическому воздействию (на примере нового религиозного движения)»;
– Филиппова Е.В.,студентка 2 курса художественно-графического факультета направления подготовки: педагогическое образование (изобразительное искусство) ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет» (Российская Федерация, г. Смоленск) сообщила об особенностях и психологических проблемах профориентационной подготовки старшеклассников в России.   
«В обеспечении социальной и профессиональной адаптации молодых операторов связи к условиям производственных систем предприятий почтовой связи необходима разработка модели психологического сопровождения деятельности работников предприятий почтовой связи.

Это модель включает психологическое сопровождение учащихся в процессе обучения и психологической адаптации выпускников к обучающей профессиональной деятельности. Мы обеспечиваем психологическое сопровождение человека, как в жизни, так и в процессе трудовой деятельности», — об этом говорила в своем докладе старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», магистр психологических наук, ученый-исследователь  по специальности «19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика» Ольга Иосифовна Венско.

 

В перерыве конференции ученые общались между собой, дискутировали, обменивались информацией:

   

 

    

 

Проведены мастер-классы по следующей тематике:

 – «Юнгианская песочная терапия: решение проблем через создание своего мира», ведущий – Жук Татьяна Сергеевна, педагог социальный государственного учреждения образования «Средняя школа№ 42 г.Минска».

 

 

 

 

 

 

 

Коррекция негативного состояния (злости, гнева, агрессии), снятие эмоционального напряжения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Выполнение упражнения «Победитель злости"

    

 

Мастер-класс «Рефлексивная карта профессионального маршрута преподавателя», ведущий – Юхновец Татьяна Ивановна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Института инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

 

Полученные на конференции результаты используются при решении теоретических вопросов психологии, в перспективных научных исследованиях, в психологической диагностике и экспертизе, в практической деятельности педагогов-психологов системы образования, а также в тренинговой деятельности и образовательном процессе факультета.

 

По итогам IX научно-практической конференции будет выпущен в 2019 году сборник научных статей (выпуск 9) – «Психологическое сопровождение образовательного процесса».

 

   Участники конференции имели возможность приобрести сборник научных статей (выпуск 8) по итогам VIII научно-практической конференции 2017 года «Психологическое сопровождение образовательного процесса».

 

Ниже представлены презентации докладов участников конференции.

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Обращение онлайн