Республиканский институт профессионального образования

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В Минске обсудили влияние инноваций на систему образования

Дата публикации: 0

В своем вступительном слове Вадим Анатольевич Богуш, Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь, отметил, что «конференция – очень хорошая площадка для того, чтобы обменяться опытом и устроить мозговой штурм по тем проблемам, которые современное общество и промышленная революция ставят перед системой образования. Тема конференции актуальна особенно сейчас, когда технологические изменения приобретают высокую динамику и изменяются требования к профессиональным компетенциям».

1

Андрей Валентинович Лобович, Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь, акцентировал, что рынок труда – одна из базовых частей структуры рыночной экономики. Состояние, динамика и противоречия рынка труда являются важнейшими показателями социально-экономического развития любого государства. На рынке труда Беларуси в настоящее время наблюдается рост спроса на рабочую силу, а государственная политика занятости ставит перед собой задачу обеспечения не только полной, но и эффективной занятости.

2

Фредерик Куне, руководитель отдела проектов и программ Представительства Европейского союза в Республике Беларусь, обратил внимание, что «сейчас очень актуальны вопросы о том, какие навыки и какое образование дать своим детям. Возникает много вопросов и в плане реформы системы образования на ближайшие 20-30 лет. Ведь иногда мы недостаточно об этом думаем. Очень важно научить человека выполнять те работы, в которых его не смогут заменить ни компьютер, ни робот. Именно умения и навыки будут необходимы для будущего экономики, и мы рады, что можем помочь Республике Беларусь в модернизации профессионального образования и обучения».

3

С недавнего времени Беларусь приступила к реализации амбициозных программ повышения конкурентоспособности национальной экономики на внутреннем и международном рынках. Особое внимание уделяется инновационным высокотехнологичным секторам, например ИТ, био- и нанотехнологиям, робототехнике, энергосберегающим технологиям и т.д. Вместе с тем требуется дальнейшее инновационное развитие традиционных отраслей.

Однако с появлением новых и инновационным развитием традиционных сфер экономики, становится очевидной необходимость обеспечения экономики страны конкурентоспособными работниками. Такие специалисты должны отвечать требованиям высокотехнологичных и наукоемких отраслей. Ведь инновационные рабочие места требуют новой и современной квалификации. В связи с этим система ПОО нуждается в мониторинге и прогнозировании будущих навыков, развитии обучения на протяжении всей жизни, повышении качества услуг по переподготовке и повышению квалификации.

Сущность понятия инноваций, значения определенных компетенций в контексте инновационного развития раскрыл Инго Лифнер, профессор Ганноверского университета имени Лейбница (Германия). Он отметил, что инновации открывают новые возможности создания рабочих мест и повышения благосостояния. В основе экономик богатых стран заложен инновационный потенциал. Кроме того г-н Лифнер сделал краткий обзор концепции волн Кондратьева, акцентировал важность повышения уровня компетенций и представил политические подходы к поддержке инноваций, один из которых – «умная специализация», сегодня активно развивается в Европейском союзе.

4

Скачать презентацию Инго Лифнера.

Валерий Валерьевич Гончаров, директор Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси, рассказал о Стратегии «Наука и технологии: 2018 – 2040» – документе, задающем направления развития интеллектуальной экономики. Он, в частности, рассмотрел задачи и меры, предусмотренные Стратегией, а также роль человеческого фактора в решении вопросов как на национальном, так и на региональном уровнях.

5

Скачать презентацию Валерия Валерьевича Гончарова.

Дмитрий Марьянович Крупский, начальник управления экономики инновационной деятельности Министерства экономики Республики Беларусь, презентовал стратегию инновационного развития Беларуси на этапе цифровой трансформации национальной экономики, проанализировал внешние и внутренние тенденции и факторы, влияющие на динамику ее инновационного развития. Он представил и обосновал концептуальные подходы Министерства экономики Республики Беларусь по совершенствованию стратегии и механизма государственного регулирования инновационного развития на современном этапе развития страны.

6

Скачать презентацию Дмитрия Марьяновича Крупского.

Андерс Йонссон, представитель Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, акцентировал внимание на влиянии технологических инноваций на промышленные агломерации, вопросах промышленных регионов, кластеров, инновационной среды и инновационной деятельности, а также преимуществах и вызовах, возможностях и рисках. Он отметил, что предсказываемое многими наступление четвертой промышленной революции невиданного масштаба и глубины, может стать как проклятием, так и благом. В современных условиях, только постоянно экспериментируя с бизнес-идеями, Беларусь сможет выбрать верный путь.

7

Скачать презентацию Андерса Йонссона.

Наталья Владимировна Апанасович, декан факультета «Высшая школа бизнеса» (Институт бизнеса БГУ), рассказала об исследовании, в результате которого было определено влияние стратегий инноваций на уровень инновационности малых и средних предприятий Республики Беларусь и выявлена наиболее эффективная стратегия создания инноваций.

8

Скачать презентацию Натальи Владимировны Апанасович.

Анна Игоревна Поболь, директор по сотрудничеству со странами Европейского союза и Восточного партнерства НТА «Инфопарк», представила результаты исследования, финансируемого Европейской комиссией, «Экосистемы для ИКТ-инноваций и стартапов», проведенного в 2017 – 2018 годах в 6 странах Восточного партнерства (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина), а также дала оценку потребностям в навыках и компетенциях, связанных с цифровыми инновациями. Под цифровыми (ИКТ) инновациями понимается широкий спектр инноваций, связанных с информационно-коммуникационными технологиями. Цифровая трансформация существующих и создание инновационных предприятий требуют новых компетенций и навыков. Также Анна Игоревна в своем докладе дала оценку потребностям в навыках и компетенциях, связанных с цифровыми инновациями.

9

Скачать презентацию Анны Игоревны Поболь.

Саша Сардадвар, представитель Частного исследовательского центра WRZ (Вена, Австрия), представил информацию о выборе промышленных площадок и о человеческом ресурсе как факторе производства. Г-н Сардадвар сделал обзор передового международного опыта в процессах принятия решений о размещении бизнес-площадок и требований, предъявляемых к инвесторам. Он отметил роль квалифицированных рабочих кадров и инновационных факторов при принятии решений о размещении бизнес-площадок, в частности, подчеркнув, что человеческие ресурсы имеют большое значение для предприятий и экономик, а формирование кластеров позволит сохранить и развить имеющиеся навыки – это способ обеспечить и сохранить навыки. Для привлечения инвесторов следует позаботиться об инвестициях в инфраструктуру и профессиональную подготовку. Такие инвестиции могут окупиться в долгосрочной перспективе благодаря ноу-хау и росту доходов.

10

Скачать презентацию Саши Сардадвара.

Дитер Домен, основатель, владелец и генеральный директор Исследовательского института по вопросам экономики образования и социальным вопросам (FiBS) (Берлин, Германия), представил обзор экономических аспектов начального и последующего профессионального образования и обучения. Особое внимание он уделил различным механизмам финансирования (например, бюджет на обучение, ваучеры). В основе презентации лежит исследование, проведенное для GIZ KfW, а также другие исследования по вопросам финансирования ПОО/постдипломного образования.

11

Скачать презентацию Дитера Домена.

Кевин Рейлинг, представитель Американских советов по международному образованию (США), рассказал о системе STEM (естественные науки, технологии, инженерное дело, математика) – обучении научно-техническим дисциплинам в США, и привел примеры из стран Европы. Он, в частности, отметил недостаток количества выпускников из США и недостаток высококвалифицированных работников в сфере STEM. В мае 2015 года в секторе STEM было около 8,6 млн. рабочих мест, что составило 6,2% от общей занятости в США. Связанные с IT-технологиями специальности составили около 45% от всего объема занятости в сфере STEM, а инженерные специальности – около 19%. Предполагается, что занятость в группе специальностей, связанных с математическими науками, будет расти быстрее всего и рост составит 28,2 %, по сравнению с прогнозным средним ростом для всех специальностей в 6,5 %.

Скачать презентацию Кевина Рейлинга.

12

О деятельности ПРООН в области обеспечения и привлечения квалифицированных кадров в Беларуси рассказал Алексей Чистодарский, руководитель отдела информации и коммуникации ПРООН. В числе приоритетов ПРООН он отметил местное экономическое развитие, поддержку развития устойчивого туризма на местном уровне, продвижение занятости и самозанятости в малых и средних городах, адресное содействие занятости женщин, поддержку перехода к «зеленой экономике» и «зеленым школам».

13

Проект «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси», финансируемый Европейским союзом, представил руководитель проекта международной технической помощи Манфред Цийверс. Он отметил, что система профессионального образования и обучения требует, среди прочего, мониторинга и прогнозирования навыков будущего, тесной связи профессиональных и образовательных стандартов, разработки учебных программ в соответствии с потребностями промышленности.

14

Проект, финансируемый Европейским союзом, предполагает модернизацию профессионального образования и обучения в Беларуси. Проект будет реализован до марта 2021 года. Объем финансирования – 5,4 млн евро. Среди основных партнеров проекта – Министерство образования, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики Республики Беларусь, Республиканский институт профессионального образования, НИИ труда, Институт экономики НАН Беларуси, Белстат, а также около 35 других заинтересованных организаций.

Среди основных задач проекта можно отметить разработку Национальной рамки квалификаций, внедрение механизма диалога между социальными партнерами и системой профессионального образования, укрепление потенциала и управления учреждениями ПОО и провайдерами обучения, принятие и апробирование мер обеспечения качества ПОО на национальном уровне. Кроме того, информационной системой о состоянии рынка труда планируется сбор и анализ данных о текущих и будущих потребностях в навыках работников.

Скачать презентацию Манфреда Цийверса.

Завершилась конференция дискуссией «Профессиональное образование и обучение в Беларуси: проблема имиджа или нечто большее?». Андрей Эзерин, директор PR-агентства Ezerin.com, отметил наличие ряда преимуществ малых городов и регионов и важности создания интересного кластера, который бы стал примером для других. Таким примером, по мнению Андрея Эзерина, может стать городской поселок Лынтупы, на границе с Литвой, где формируется кластер людей творческих профессий. Этот проект может использоваться как пилотный.

Важным моментом решения проблемы имиджа профессионального образования может стать развитие эффективной коммуникационной стратегии. Кроме того, необходимо раскрыть привлекательность новых профессий и знаний на примере современных проектов.

15

Аркадий Хононович Шкляр, профессор Республиканского института профессионального образования, академик РАО и АПНУ, отметил, что новые коммуникационные и логистические системы требуют новых специалистов. В современном мире специалисты должны обладать коммуникативными навыками, а не только профессиональными компетенциями.

Эдуард Мечиславович Калицкий, начальник центра международного сотрудничества Республиканского института профессионального образования, обратил внимание на важность определения составляющих «нового профессионализма». Он акцентировал внимание на особенностях традиционного и «нового профессионализма», предполагающего работу в условиях жесткой конкуренции, отметил необходимость постоянного обновления знаний для совершенствования профессиональной деятельности. По мнению г-на Калицкого, важно разработать концепцию «нового профессионализма», что повысит привлекательность системы профессионального образования и обучения.

16

Ниеле Дилбиене, эксперт по рынку труда проекта «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси», считает, что экономика не может развиваться, если рынок труда не обеспечен надежной и профессиональной рабочей силой. Г-жа Дилбиене отметила, что рынок труда нуждается в большем количестве рабочих с профессиональным, а не с высшим образованием. В частности, в Литве специалисты, получившие высшее образование в сфере экономики, права и социологии, идут на переобучение в сфере профессионального образования. Она также обратила внимание, что в рамках проекта будет проходить исследование имиджа в сфере профессионального образования и обучения.

Валерий Николаевич Голубовский, ректор Республиканского института профессионального образования, подчеркнул, что для системы образования важно, в каком направлении развиваются сферы экономики, ведь это входные данные, которые используются для апробации программ и стандартов. В системе образования в условиях неопределенности может сложиться ситуация, когда уровень сегодняшней подготовки завтра уже может устареть, поэтому прогнозировать надо не отдельные профессии, а компетенции. Кроме того, г-н Голубовский отметил, что «конференция объединила представителей разных сфер, произошел обмен мнениями, ведь самое ценное – это дискуссия».

17

В конференции «New Skills for New Jobs – Новыя навыкі для новых спраў» приняли участие около 200 представителей министерств, исследовательских институтов, областных исполкомов, отделов образования, бизнес-ассоциаций, управленческих и преподавательских кадров системы профессионального образования и обучения, представителей гражданского общества из Беларуси, других стран СНГ и Европейского союза.

Проект «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси» реализуется в ведущих секторах экономики, среди которых машиностроение, строительство, сфера обслуживания. Цель проекта – создание большей связи между предложением системы профессионального образования и потребностями рынка труда. Как следствие, улучшение перспектив трудоустройства молодежи и взрослого населения, а также повышение качества и привлекательности системы профессионального образования и обучения Беларуси. Объем финансирования Европейского союза составляет 5,4 млн евро.

Конференция организована в рамках проекта «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси». Проект финансируется Европейским союзом и реализуется Консалтинговой группой GFA (Германия) и ECORYS (Польша, Нидерланды).

Мнения, изложенные в публикации, не отражают точку зрения Европейского союза.

Обратная связь