Дата публикации: 2016-12-02 10:34:17

3 декабря провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Международным днём инвалидов. Указом Президента Республики Беларусь в нашей стране этот день объявлен Днем инвалидов Республики Беларусь.

Республика Беларусь в 2015 году подписала, а в 2016 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, что является важным шагом к защите прав инвалидов (Закон Республики Беларусь от 18.10.2016 № 424-З «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20 октября 2016 г. N 2/2422).

Несмотря на то, что Конвенция не привносит ни одного нового или дополнительного права для лиц с инвалидностью, она крайне важна и актуальна. Один из основополагающих принципов Конвенции состоит в том, что лица с инвалидностью должны быть защищены от любой дискриминации со стороны как государственных, так и частных структур. Ратификация Конвенции о правах инвалидов Республикой Беларусь может иметь беспрецедентные по прогрессивности последствия для всего белорусского общества. Конвенция несет инновационное понимание проблемы инвалидности как проблемы доступа к правам человека для людей ввиду имеющихся у них разных форм инвалидности. И ограничение в доступе к правам человека ввиду инвалидности – не что иное, как дискриминация.

Дискриминировать кого-либо – это лишить этого человека возможности использования в полном объеме своих политических, гражданских, экономических, социальных или культурных прав и свобод, что противоречит базовому принципу прав человека, – все люди равны в своем достоинстве и имеют право на одни и те же основные права. Этот принцип присутствует в каждом ключевом документе о правах человека (Всеобщая декларация прав человека, статья 2; Конвенция о правах ребенка, статья 2, Конвенция о правах инвалидов, статья 2). Конституция Республики Беларусь также включает положения, направленные против дискриминации.

В целях реализации Конвенции о правах инвалидов Государства-участники должны, как правило, изменить существующее законодательство или принять новые законы в целях практического применения Конвенции.

Проект Кодекса Республики Беларусь об образовании (проект Закона Республике Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О научной деятельности» и Кодекс Республики Беларусь об образовании»), впервые устанавливает возможность получения основного и дополнительного образования в условиях инклюзивного образования (статья 15).

Инклюзивное образование – обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс с иными обучающимися обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития посредством создания условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и познавательных возможностей.

В целях соблюдения прав лиц с инвалидностью в учреждениях профессионального образования рекомендуется:

  •  проводить информационную работу с педагогическим коллективом, учащимися учреждений профессионального образования, родителями учащихся о ратификации Конвенции о правах инвалидов, ее основных положениях и статьях;
  •  проводить мероприятия, направленные на формирование инклюзивной культурыв учреждениях профессионального образования, толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития, способствующие развитию у учащихся общечеловеческих ценностей, таких как доброта, сострадание, готовность помочь, оказать поддержку: воспитательные часы «Мы разные, но права у нас одни», «Мир вокруг меня», «Урок доброты», «Сильные люди»; акции «Протяни руку помощи тому, кто в ней нуждается!», «Сделай шаг навстречу!»; проводить просмотр и обсуждение фильмов цикла «Каждый имеет право быть разным» (см. приложение 1); занятия по формированию толерантности «Человек среди людей» и др.;
  •  проводить разъяснительную работу с участниками образовательного процесса и персоналом учреждений образования по вопросам преодоления дискриминации и формирования толерантного отношения в условиях инклюзивного образования. В приложении 2 представлены упражнения для проведения профилактической работе по данному направлению. Сотрудники учреждений образования, а также учащиеся должны осознанно относиться к собственному дискриминационному поведению и дискриминационному поведению других. Занятия, поощряющие ролевые игры и сопереживание, помогают учащимся развить осведомленность и эмпатию, содействует воспитанию стойкости и уверенности в себе у тех учащихся, которые подвергаются дискриминации.
Обратная связь