Республиканский институт профессионального образования

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПОРТАЛ
"ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

  • Помощь онлайн

    УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

    "Создать с 1 декабря 1993 года на базе Республиканского института повышения квалификации работников народного образования Республиканский институт профессионального образования. Возложить на Республиканский институт профессионального образования научно-методическое обеспечение среднего профессионального образования: повышение квалификации работников среднего специального и профессионально-технического образования; работу в межкурсовой период и методическое обеспечение аттестации управляющих, инженерно-педагогических, и педагогических кадров средних специальных и профессионально-технических учебных заведений; разработку и модернизацию учебно-нормативных документов этих учебных заведений"

    Из приказа Министерства образования Республики Беларусь от 7.12.92 г. № 263

    СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 2006-2020 ГГ.

    Стратегия развития учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее – Стратегия) определяет цели, задачи, основные направления и приоритеты развития института, механизмы их реализации.
    При разработке Стратегии учтены принципы образовательной политики Республики Беларусь, определенные Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь “Об образовании”, “О профессионально-техническом образовании”, “О научной деятельности”, Стратегией устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года, а также Конвенцией “О правах ребенка”, Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН о проведении в 2005-2015 годах Десятилетия образования в интересах устойчивого развития, рекомендациями Второго мирового конгресса по техническому и профессиональному образованию (Сеул, 1999).
    Реализация Стратегии осуществляется посредством разработки перспективных планов работы института на 5-летний период и годовых планов работы.

    ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

    Высокий уровень образованности населения, развитость образовательной инфраструктуры – непременное условие функционирования и динамичного развития общества и экономики, главными ресурсами которых выступают новое знание, инновационная деятельность, современные технологии. Образование превращается в одну из наиболее инвестиционно привлекательных сфер. Интеллектуальные профессии теряют присущую им ранее исключительность и становятся массовыми. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют специалистов с соответствующим базовым уровнем образованности, профессионально мобильных, обладающих обширными коммуникативными умениями и навыками.
    Система профессионального образования, будучи важнейшим элементом общественно-экономической жизни страны, направлена на решение таких стратегических задач, как:

  • повышение уровня благосостояния граждан;
  • обеспечение социальной стабильности;
  • обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах;
  • участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности белорусской экономики;
  • участие в развитии институтов гражданского общества.
  • Заявленные задачи означают, что профессиональное образование призвано воспроизводить и культивировать свободную, направленную на благосостояние гражданскую активность.

    ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2020 ГОДА

    Образование должно реализовывать ресурс свободы, поле выбора для каждого человека. Основная цель развития профессионального образования до 2020 года – наиболее полное удовлетворение потребности населения и производства в качественных образовательных услугах.
    При этом предполагается:

  • завершить переход ко всеобщему среднему образованию населения;
  • кардинального улучшить обеспечение средствами обучения;
  • решить вопросы опережающего оснащения образовательного процесса новейшими информационными и коммуникационными технологиями;
  • создать условия для профессиональной подготовки квалифицированных специалистов на уровне требований новейших производственных технологий.

  • Необходимо также обеспечить опережающее развитие интеллектуального, кадрового, материального потенциала профессиональной школы, внедрение современной системы управления качеством образования.
    Приоритетами в развитии профессионального образования на длительную перспективу являются:

  • научное обоснование дальнейшего развития профессионального образования в условиях постиндустриального общества;
  • создание эффективных механизмов взаимодействия профессионального образования с отраслями социально-экономического комплекса и организациями-заказчиками кадров;
  • полное удовлетворение взрослого населения в образовательных услугах по профессиональной подготовке и переподготовке, развитие образования на протяжении всей жизни;
  • создание крупных, многопрофильных, многофункциональных учреждений образования;
  • социальная защита граждан, нуждающихся в особой социальной заботе;
  • развитие воспитывающей среды для формирования нравственных и профессиональных качеств учащихся;
  • охрана здоровья учащихся и педагогических работников профессионального образования.

  • Чтобы реализовать эти приоритеты, необходимо обеспечить открытость системы образования разнообразным воздействиям со стороны общества, экономики, государства при сохранении ее внутренней целостности и поддержании высоких образовательных стандартов.

    ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИНСТИТУТА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

    В соответствии с Уставом Учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования», утвержденным приказом Министерства образования Республики Беларусь 24.01.2003 № 298, деятельность института направлена на решение следующих первоочередных задач:

  • научное обоснование и разработка моделей организации образовательного процесса в сфере профессионально-технического и среднего специального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, их научно-методическое сопровождение;
  • координация деятельности региональных учебно-методических учреждений, методических структур республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подотчетных Правительству Республики Беларусь, республиканских методических объединений педагогических работников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования;
  • научно-методическое обеспечение социально-педагогической и психологической деятельности;
  • научно-методическое и организационно-методическое обеспечение создания учебно-методических комплексов для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования с внедрением компьютерных и иных средств обучения;
  • координация, научно-методическое обеспечение экспериментальной работы по апробации и внедрению педагогических инноваций в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования.
  • НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА В 2006-2020 ГОДАХ

    Исходя из стратегических задач, стоящих перед профессиональным образованием в целом, в качестве основных направлений деятельности института в 2006-2020 гг. заявлены:

    1. Научно-методическое обеспечение формирования современной системы непрерывного профессионального образования, призванной предоставить каждому гражданину институциональную возможность вырабатывать собственную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего карьерного и личностного роста. Главным принципом непрерывного образования должен стать принцип «образование в течение всей жизни». С этой целью необходимо создать инфраструктуру доступа к непрерывному профессиональному образованию, включающую:
      • образовательные программы, построенные на модульной основе;
      • общественно-профессиональные организации, определяющие квалификационные требования к уровню подготовки специалиста, а также осуществляющие оценку качества образовательных программ;
      • систему кредитных единиц, полученных человеком на различных этапах профессиональной деятельности;
        независимую от учреждения образования оценку качества профессионального образования.
    2. Реструктурирование учреждений профессионально-технического и среднего специального образования в целях повышения доступности и обеспечения качества подготовки кадров, соответствующего потребностям современного социально-экономического комплекса. Для этого необходимо:
      • разработать механизмы эффективного взаимодействия организаций и учреждений образования;
      • создать организационные и правовые условия для интеграции образовательных программ профессионально-технического и среднего специального образования, включения их в систему непрерывного профессионального образования.
    3. Обеспечение инвестиционной привлекательности профессионального образования на основе:
      • возрастания автономности учреждений образования и повышения ответственности за конечный результат деятельности;
      • повышения статуса и профессионализма педагогических кадров учреждений профессионально-технического и среднего специального образования;
      • обеспечения прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления учреждением образования;
      • Информатизация профессионального образования, развитие дистанционного обучения, повышение информационной компетентности педагогических работников, применение методов обучения, базирующихся на информационных технологиях.
      • Создание системы мониторинга и статистики профессионального образования в соответствии с международными стандартами.
      • Освоение новых социальных навыков и ролей, развитие культуры, социального поведения граждан на основе:
        • обеспечения социализации в рыночной среде через формирование ответственности за собственное благосостояние и состояние общества;
        • противодействия негативным социальным процессам, таким, как алкоголизм, наркомания, криминогенность в молодежной среде;
        • обеспечения социальной мобильности путем поддержки наиболее талантливых и активных молодых людей;
        • поддержки вхождения новых поколений в глобализированный мир, информационное сообщество;
        • дифференциации и индивидуализации образовательного процесса посредством создания вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты учащихся – от одаренных детей до детей с ограниченными возможностями, а также индивидуализированных программ и графиков обучения с учетом особенностей и способностей учащихся.

    Наверх ↑